Урок 9. Определение направления выхода.
Учебные
вопросы.
1.
Определение направления выхода в ситуации,
когда человек заблудился.
2.
Определение направления выхода в случае
отставания от группы.
Цель.
По окончании изучения темы учащиеся должны
знать способы и правила определения
направления выхода в ситуации, когда
человек заблудился или отстал от группы.
Основное
содержание урока.
Потеря
ориентировки как наиболее частая
экстремальная ситуация в природе.
Действия
человека, заблудившегося в лесу (наличие и
отсутствие тропы). Способы определения
расстояния и направления выхода (характерные
детали местности, звуки транспорта или
деятельности человека, источники света,
маркировка туристических маршрутов,
определение хоженых и нехоженых троп).
Особенности
определения направления выхода в зимнее
время по лыжне.
Что
делать, если вы заблудились в лесу? Этот
вопрос целесообразно рассмотреть,
используя схему 3 в учебнике. Акцентируйте
внимание учеников на том, что не нужно
делать, если человек заблудился в лесу. При
этом используйте схему 4 в учебнике.
Действия
человека (туриста) отставшего от группы.
Объясняя этот вопрос, целесообразно
использовать схему 5 в учебнике.
Заключение.
Повторите основные моменты и проверьте, как
понята тема.
Вопросы
для проверки полученных знаний.
Почему
не следует пугаться при потере
ориентировки? Как по гулу движущейся машины
определить кратчайшее направление к дороге?
По каким признакам можно отличить хоженую
тропу от заброшенной, нехоженой? Почему не
следует уходить со встретившейся тропы?
Почему отставшему туристу не следует
догонять группу, если появилась развилка
тропы, лыжни?
Домашнее
задание.
Раздел 1, глава 4, тема 4.2.
Практические
задания.
1.
Во время прогулки в лесу попытайтесь
определить обратную дорогу по своим следам
на траве до ближайшей тропинки, просеки,
дороги. По каким признакам их можно найти?
2.
Находясь в лесу, парке определите примерное
расстояние до автомобильной или железной
дороги, дачного поселка или деревни по шуму
машин, поезда, лаю собак. После этого
пройдите в том направлении, откуда был
слышан шум. Сколько времени вам
потребовалось на выход? Какое расстояние
прошли? Расстояние определите по своим
шагам.
3.
Зимой во время лыжных прогулок, увидев
свежую лыжню определите направление
движения лыжника.
4.
Отгадайте загадку:
Не
живая - а идет, Не подвижна - а ведет. (Дорога)