Уроки 3—5. Психологические основы
выживания в природных условиях.
Учебные
вопросы.
1.
Психические состояния человека при
выживании в природных условиях.
2.
Элемент выживания в условиях автономного
существования.
Цель.
По окончании изучения темы учащиеся должны
иметь представление о психических
познавательных процессах (внимание,
ощущения, восприятие, память и мышление,
речь и воображение), благодаря которым
человек способен выживать в окружающем нас
мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в
частности.
Основное
содержание урока.
Умение
управлять собой и своей психикой в изоляции
от общества других людей - главный фактор
выживания в сложных условиях автономного
существования.
Психические
состояния, которые испытывает человек,
попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх,
как главный психологический враг.
Переживание страха, испуг, потеря контроля
над своим поведением.
Последствия
страха: паника и паническое поведение. Их
проявление в поведении человека. Попросите
учащихся привести примеры панического
поведения.
Основные
причины страха: внезапное изменение
обстановки, одиночество, незнакомость,
внезапное приближение кого-то или чего-то,
высота, темнота, различные звуки.
Что
такое наше внимание? Предложите ученикам
выполнить несколько упражнений для
развития внимания, приведенных в
приложении 1 учебника.
Обратите
внимание учеников, что тренируясь
постоянно при помощи этих упражнений можно
выработать такую черту характера, как
наблюдательность.
Предложите
ученикам выполнить упражнения 1 и 2 для
развития наблюдательности (прилож. 1 в
учебнике).
Поясните
понятие — объем внимания на примере.
Разложите
на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь,
ключи, игрушку, фонарик и т.д. Пригласите к
столу ученика и попросите разложить эти
предметы. Накройте все это скатертью или
газетой. Отвлеките ученика на какое-нибудь
другое дело. Через 10 минут попросите его
вернуться к столу. Снимите скатерть на
полминуты и снова накройте предметы.
Попросите ученика записать на бумаге все,
что он успел увидеть. Потом снимите
скатерть и сравните, все ли предметы он смог
заметить и записать. Чем больше предметов
записано, тем больше объем внимания.
Тренировка
объема внимания в повседневной жизни.
Понятия: устойчивость и переключение
внимания. Ощущения и восприятие, как важный
фактор выживания в экстремальной ситуации
на природе. Приведите пример из учебника о
психологическом эксперименте на ощущение.
Возможные
последствия нарушения ощущения и
восприятия в условиях автономного
существования. Приведите пример из
учебника о психологическом опыте на крысах.
Важность
зрительных объективных законов восприятия
в различных ситуациях. Понятие «иллюзия
восприятия».
Предложите
учащимся выполнить по вашему усмотрению
несколько упражнений на развитие ощущения
и восприятия (приложение 1 в учебнике).
Значение
памяти и мышления для человека, попавшего в
экстремальную ситуацию.
Понятие
памяти. Непроизвольная и произвольная
память.
Мышление
и интеллектуальное поведение. Этапы
интеллектуального поведения на примере,
когда человек заблудился в лесу.
Предложите
учащимся выполнить по вашему усмотрению
несколько упражнений для развития памяти и
мышления (приложение 1 в учебнике).
Воображение
и инстинкт самосохранения в условиях
автономного существования. Чрезмерное
увлечение размышлениями и воображением
картин.
Установка
на выживание и ее элементы: осознание;
оценка;
поведение.
Воля
человека. Умение управлять своим
поведением. Преодоление трудностей в
достижении поставленной цели. Воспитание
воли. Важность выполнения конкретных
решений.
Заключение.
Повторите основные моменты и проверьте, как
понята тема.
Вопросы
для проверки полученных знаний.
Что
помогает человеку приспособиться к
условиям автономного существования? Какие
психические познавательные процессы вы
знаете? Каковы причины страха в
чрезвычайных ситуациях? Приведите примеры
панического поведения? Что такое внимание?
Как тренировать объем внимания? Что
называется ощущением и восприятием? В чем
отличие ощущений от восприятия? Как можно
развивать ощущения и восприятия? Как память
и мышление помогают выходить из
затруднительных ситуаций в условиях
автономного существования? Какое влияние
на человека оказывает воображение? К чему
может привести воображение картин опасных
ситуаций? Расскажите об элементах,
способствующих развитию установки на
выживание? Что называется волей? Какие
волевые черты характера ты знаешь? Как
сильная воля помогает выжить в
чрезвычайных ситуациях? Как достигается
развитие сильной воли?
Домашнее
задание.
Раздел 1, глава 2.
Рекомендации.
Учитывая, что глава 2 является наиболее
сложной для восприятия учащихся,
целесообразно построить урок и с таким
расчетом, чтобы ученики выполнили как можно
больше практических упражнений для
развития психических процессов,
приведенных в приложении 1 учебника. По
усмотрению преподавателя выполнению этих
упражнений может быть посвящен один из
уроков целиком.