Урок 19. Изменение среды обитания
человека в городе
Учебные
вопросы.
1.
Загрязнение воды.
2.
Загрязнение воздуха.
3.
Загрязнение почвы.
Цель.
По окончании урока учащиеся должны:
а)
знать о влиянии загрязненной воды,
загрязненного воздуха и загрязненной почвы
на организм человека;
б)
иметь представление о требованиях,
предъявляемых к качеству питьевой воды и
воздуха, способах очистки воды и воздуха в
быту.
Основное
содержание урока.
В
обычных условиях человеку для
удовлетворения минимальных потребностей в
сутки требуется 2,5 л воды. Однако, сегодня на
одного городского жителя ежедневно
расходуется 150-200 л. Очень много воды
потребляют промышленные предприятия.
Например, для изготовления 1 т сахара
необходимо 100 т воды, 1 т бумаги - 250 т; чтобы
вырастить 1 т пшеницы затрачивают 1500—2000 т
воды, а чтобы собрать 1 т риса - более 5000 т.
Немало
загрязненных вод сбрасывается в реки и
водоемы без очистки. Один литр нефти делает
непригодным для питьевого и технического
использования и даже для орошения 1 млн. л
воды. Еще страшнее для человека и всего
живого появление в речных водах
ядохимикатов, смываемых с полей. В связи с
этим на нашей планете все острее ощущается
проблема качества питьевой воды. Из-за
отсутствия воды должного качества 500 млн.
человек ежегодно заболевают дизентерией,
брюшным тифом, холерой и другими тяжелыми
заболеваниями.
Соответствующая
ГОСТу питьевая вода должна быть прозрачна,
бесцветна и прохладна (летом не выше 10-12
градусов) и не иметь запаха и привкуса.
Необходимо, чтобы ее состав и свойства
соответствовали гигиеническим требованиям
«Санитарных правил и норм охраны
поверхностных вод от загрязнения сточными
водами».
Водопроводную
воду в домашних условиях можно
дополнительно очистить несколькими
способами:
•
с помощью фильтров (следует помнить, что ни
один из них не очищает воду от всех примесей,
поэтому при покупке нужно
проконсультироваться со специалистом);
•
отстаиванием в течение не менее трех часов;
•
кипячением в открытой посуде в течение 10—15
минут;
•
вымораживанием в холодильнике (воду ставят
в морозильную камеру, после образования
небольшого слоя льда, он удаляется, а когда
оставшаяся вода замерзнет примерно
наполовину, лед вынимают и оттаивают;
полученная талая вода не только чистая, но и
полезная) - таким способом можно очищать и
даже опреснять любую воду, нужно только
повторить процесс 2-3 раза.
Переходя
к рассмотрению проблемы загрязнения
воздушной среды, уместно ознакомить
учащихся с химическим составом чистого
воздуха, а затем указать, что сегодня
атмосфера содержит выбросы промышленных и
топливно-энергетических предприятий,
химических производств и транспорта. Очень
много в воздухе пыли, копоти, сажи. В крупных
городах, где большое количество
промышленных предприятий, в воздухе много
так называемых тяжелых металлов - свинца,
ртути, кадмия. Ежегодно в результате
сжигания топлива в атмосферу Земли
поступает более 20 млрд т углекислого газа и
150 млн т сернистого газа, который во влажном
воздухе образует сернистую кислоту и
выпадает на землю в виде кислотных дождей,
губящих растительность и разрушающих
постройки.
Чтобы
улучшить химический состав, физические
параметры, сократить количество вредных
веществ и патогенных микробов в
атмосферном воздухе больших городов
следует вывести промышленные предприятия
за пределы города, использовать транспорт
на электрической тяге (трамвай, троллейбус),
озеленить улицы.
Вместе
с учащимися постарайтесь ответить на
вопрос: как можно уменьшить
неблагоприятное воздействие загрязненного
воздуха на здоровье людей?
•
проветривать помещение по утрам, когда
большая часть пыли осела, или после дождя;
•
чаще проводить в доме влажную уборку;
•
если вы занимаетесь бегом по утрам, следует
делать это как можно ближе к лесным
массивам - воздух вдоль магистралей слишком
насыщен вредными веществами и при глубоком
дыхании оказывает особенно вредное
воздействие;
•
не ломать деревья и кустарники, не рвать
цветы и не ходить по зеленым газонам;
•
поменьше находиться рядом с работающими
автомобилями, особенно в гараже, в туннеле;
•
не заходить без необходимости на
территорию промышленных предприятий и
производств;
•
рекомендуется для очистки воздуха от
бытового загрязнения установить на кухне
воздухоочиститель, особенно если в
квартире имеется газовая плита;
•
загерметизировать окна и балконные двери,
если в вашем районе случился выброс в
атмосферу вредных веществ, чтобы они не
попали в квартиру с наружным воздухом.
При
изложении материала о состоянии почвенного
покрова целесообразно указать, что почва
представляет собой поверхностный
плодородный слой земной коры. Для
образования слоя почвы толщиной 1 см
требуется столетие. А потерять его можно
всего за один полевой сезон. До того, как
люди начали заниматься земледелием и
скотоводством, реки ежегодно сносили в
океан около 9 млрд т почвы, сейчас эта цифра
достигла почти 25 млрд т. Особенно тяжелая
ситуация возникает, когда сносится не
только почвенный слой, но и его подоснова -
материнская порода, на которой он
развивается. Тогда на этом месте образуется
безжизненная пустыня. Опустынивание
сопровождается крайне тяжелыми
последствиями. Пески наступают на
сельскохозяйственные земли, жилища людей и
дороги. Снижается урожайность, сокращается
кормовая база для скота, меньше становится
деревьев и кустарников, поэтому людям
приходится все дальше уходить в поисках
строительного материала и топлива,
истощаются запасы грунтовых вод.
Смог
ли человек извлечь уроки из истории гибели
прошлых цивилизаций, засыпанных песком?
Скорее всего, нет, так как неосмотрительная
деятельность людей продолжается. В
результате промышленных выбросов в почве
накапливаются ртуть, мышьяк, кадмий, свинец,
сажа, нефтепродукты. Плодородный слой земли
загрязняется используемыми в сельском
хозяйстве для борьбы с вредителями
растений химическими веществами. К тому же
в почве обитает огромное число
возбудителей таких инфекционных болезней,
как брюшной тиф, дизентерия, холера.
Дополнительно
могут быть рассмотрены проблемы эрозии
почвенного покрова и переувлажнения земель.
Заключение. Повторите основные положения урока и
проверьте, как понята тема.
Контрольные
вопросы.
К
чему приводит загрязнение воды? Расскажите
о способах очистки воды, которые вы знаете.
Есть ли в вашей местности особенно чистые
родники, славящиеся своей водой? Какое
вредное воздействие оказывают
промышленные предприятия на атмосферный
воздух? Как следует бороться с загрязнением
воздуха? Почему не рекомендуется
находиться рядом с работающими
автомобилями и заходить на территорию
промышленных предприятий? Что нужно делать
в квартире, в доме, чтобы дышать чистым
воздухом? К чему приводит снос
поверхностного слоя почвы в океаны и моря?
Какими тяжелыми последствиями
сопровождается опустынивание земли?
Домашнее
задание.
Раздел 1. Глава 6. Темы 6.1, 6.2, 6.3.
Практические
задания.
Попробуйте
вместе с родителями очистить водопроводную
воду способами, предложенными в учебнике.
Во
время поездки на дачу, в лес расспросите у
родителей, местных жителей о наличии в этом
районе чистых источников. Сходите к роднику,
наберите воды. Отличается ли водопроводная
вода от родниковой? Чем?
Закройте
форточку в своей квартире марлей и оставьте
на целый день. Расскажите о том, как
изменился в конце дня ее цвет и запах.
Узнайте,
какие промышленные предприятия находятся
недалеко от вашего дома. Выбрасывают ли они
в воздух отходы производства, загрязняющие
атмосферу? Как с этим борются местные
жители, районные и городские власти?
Возьмите
две баночки. В одну насыпьте землю из леса
или с дачного участка, в другую - с
территории промышленного предприятия или с
обочины дороги (магистрали). Посадите
семена цветов или овощей и проследите, как
они прорастают и прорастают ли? Выводы
сделайте сами!