Урок 19

Начало
Планы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс

Урок 19. Изменение среды обитания человека в городе

Учебные вопросы.

1. Загрязнение воды.

2. Загрязнение воздуха.

3. Загрязнение почвы.

Цель. По окончании урока учащиеся должны:

а) знать о влиянии загрязненной воды, загрязненного воздуха и загрязненной почвы на организм человека;

б) иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды и воздуха, способах очистки воды и воздуха в быту.

Основное содержание урока.

В обычных условиях человеку для удовлетворения минимальных потребностей в сутки требуется 2,5 л воды. Однако, сегодня на одного городского жителя ежедневно расходуется 150-200 л. Очень много воды потребляют промышленные предприятия. Например, для изготовления 1 т сахара необходимо 100 т воды, 1 т бумаги - 250 т; чтобы вырастить 1 т пшеницы затрачивают 1500—2000 т воды, а чтобы собрать 1 т риса - более 5000 т.

Немало загрязненных вод сбрасывается в реки и водоемы без очистки. Один литр нефти делает непригодным для питьевого и технического использования и даже для орошения 1 млн. л воды. Еще страшнее для человека и всего живого появление в речных водах ядохимикатов, смываемых с полей. В связи с этим на нашей планете все острее ощущается проблема качества питьевой воды. Из-за отсутствия воды должного качества 500 млн. человек ежегодно заболевают дизентерией, брюшным тифом, холерой и другими тяжелыми заболеваниями.

Соответствующая ГОСТу питьевая вода должна быть прозрачна, бесцветна и прохладна (летом не выше 10-12 градусов) и не иметь запаха и привкуса. Необходимо, чтобы ее состав и свойства соответствовали гигиеническим требованиям «Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами».

Водопроводную воду в домашних условиях можно дополнительно очистить несколькими способами:

• с помощью фильтров (следует помнить, что ни один из них не очищает воду от всех примесей, поэтому при покупке нужно проконсультироваться со специалистом);

• отстаиванием в течение не менее трех часов;

• кипячением в открытой посуде в течение 10—15 минут;

• вымораживанием в холодильнике (воду ставят в морозильную камеру, после образования небольшого слоя льда, он удаляется, а когда оставшаяся вода замерзнет примерно наполовину, лед вынимают и оттаивают; полученная талая вода не только чистая, но и полезная) - таким способом можно очищать и даже опреснять любую воду, нужно только повторить процесс 2-3 раза.

Переходя к рассмотрению проблемы загрязнения воздушной среды, уместно ознакомить учащихся с химическим составом чистого воздуха, а затем указать, что сегодня атмосфера содержит выбросы промышленных и топливно-энергетических предприятий, химических производств и транспорта. Очень много в воздухе пыли, копоти, сажи. В крупных городах, где большое количество промышленных предприятий, в воздухе много так называемых тяжелых металлов - свинца, ртути, кадмия. Ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу Земли поступает более 20 млрд т углекислого газа и 150 млн т сернистого газа, который во влажном воздухе образует сернистую кислоту и выпадает на землю в виде кислотных дождей, губящих растительность и разрушающих постройки.

Чтобы улучшить химический состав, физические параметры, сократить количество вредных веществ и патогенных микробов в атмосферном воздухе больших городов следует вывести промышленные предприятия за пределы города, использовать транспорт на электрической тяге (трамвай, троллейбус), озеленить улицы.

Вместе с учащимися постарайтесь ответить на вопрос: как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей?

• проветривать помещение по утрам, когда большая часть пыли осела, или после дождя;

• чаще проводить в доме влажную уборку;

• если вы занимаетесь бегом по утрам, следует делать это как можно ближе к лесным массивам - воздух вдоль магистралей слишком насыщен вредными веществами и при глубоком дыхании оказывает особенно вредное воздействие;

• не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы и не ходить по зеленым газонам;

• поменьше находиться рядом с работающими автомобилями, особенно в гараже, в туннеле;

• не заходить без необходимости на территорию промышленных предприятий и производств;

• рекомендуется для очистки воздуха от бытового загрязнения установить на кухне воздухоочиститель, особенно если в квартире имеется газовая плита;

• загерметизировать окна и балконные двери, если в вашем районе случился выброс в атмосферу вредных веществ, чтобы они не попали в квартиру с наружным воздухом.

При изложении материала о состоянии почвенного покрова целесообразно указать, что почва представляет собой поверхностный плодородный слой земной коры. Для образования слоя почвы толщиной 1 см требуется столетие. А потерять его можно всего за один полевой сезон. До того, как люди начали заниматься земледелием и скотоводством, реки ежегодно сносили в океан около 9 млрд т почвы, сейчас эта цифра достигла почти 25 млрд т. Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и его подоснова - материнская порода, на которой он развивается. Тогда на этом месте образуется безжизненная пустыня. Опустынивание сопровождается крайне тяжелыми последствиями. Пески наступают на сельскохозяйственные земли, жилища людей и дороги. Снижается урожайность, сокращается кормовая база для скота, меньше становится деревьев и кустарников, поэтому людям приходится все дальше уходить в поисках строительного материала и топлива, истощаются запасы грунтовых вод.

Смог ли человек извлечь уроки из истории гибели прошлых цивилизаций, засыпанных песком? Скорее всего, нет, так как неосмотрительная деятельность людей продолжается. В результате промышленных выбросов в почве накапливаются ртуть, мышьяк, кадмий, свинец, сажа, нефтепродукты. Плодородный слой земли загрязняется используемыми в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений химическими веществами. К тому же в почве обитает огромное число возбудителей таких инфекционных болезней, как брюшной тиф, дизентерия, холера.

Дополнительно могут быть рассмотрены проблемы эрозии почвенного покрова и переувлажнения земель.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

К чему приводит загрязнение воды? Расскажите о способах очистки воды, которые вы знаете. Есть ли в вашей местности особенно чистые родники, славящиеся своей водой? Какое вредное воздействие оказывают промышленные предприятия на атмосферный воздух? Как следует бороться с загрязнением воздуха? Почему не рекомендуется находиться рядом с работающими автомобилями и заходить на территорию промышленных предприятий? Что нужно делать в квартире, в доме, чтобы дышать чистым воздухом? К чему приводит снос поверхностного слоя почвы в океаны и моря? Какими тяжелыми последствиями сопровождается опустынивание земли?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 6. Темы 6.1, 6.2, 6.3.

Практические задания.

Попробуйте вместе с родителями очистить водопроводную воду способами, предложенными в учебнике.

Во время поездки на дачу, в лес расспросите у родителей, местных жителей о наличии в этом районе чистых источников. Сходите к роднику, наберите воды. Отличается ли водопроводная вода от родниковой? Чем?

Закройте форточку в своей квартире марлей и оставьте на целый день. Расскажите о том, как изменился в конце дня ее цвет и запах.

Узнайте, какие промышленные предприятия находятся недалеко от вашего дома. Выбрасывают ли они в воздух отходы производства, загрязняющие атмосферу? Как с этим борются местные жители, районные и городские власти?

Возьмите две баночки. В одну насыпьте землю из леса или с дачного участка, в другую - с территории промышленного предприятия или с обочины дороги (магистрали). Посадите семена цветов или овощей и проследите, как они прорастают и прорастают ли? Выводы сделайте сами!

 

 
Hosted by uCoz