Урок 17. Ситуации криминогенного
характера в доме, в подъезде
Учебные
вопросы.
1.
Защита своего жилища от злоумышленников.
2.
Правила безопасного поведения с незнакомым
человеком.
Цель.
По окончании урока учащиеся должны:
а)
знать о характерных криминогенных
ситуациях, которые могут возникнуть в доме (подъезде,
лифте, лестничной клетке, квартире);
б)
уметь правильно действовать в криминогенных
ситуациях.
Основное
содержание урока.
В
целях безопасности хозяевам жилища
рекомендуется укрепить входные двери,
балконные двери и окна (установить надежные
замки, цепочку, дверной «глазок», окна на
первом этаже оборудовать решетками,
установить входную металлическую дверь).
Что
не рекомендуется делать?
•
открывать дверь, находясь дома без взрослых,
незнакомому человеку, кем бы он ни
представлялся;
•
выходить из квартиры в «странных»
ситуациях (звонят, а за дверью - никого, или
на лестничной площадке погас свет);
•
вступать в разговоры через дверь (если
человек начинает разговаривать, значит, его
можно уговорить, поэтому на вопросы
отвечайте просто и односложно);
•
пускать постороннего человека в квартиру,
если он хочет воспользоваться вашим
телефоном (узнайте номер телефона и скажите,
что позвоните сами);
•
упоминать в присутствии посторонних о
доходах вашей семьи, об отъезде родителей,
хвастаться имеющимися дома ценностями,
дорогой аудио- и видеоаппаратурой;
•
сообщать в разговорах по телефону с
незнакомыми какие-либо сведения (номер
телефона, информацию о родителях и т.п.);
Предложите
школьникам обсудить правила поведения в
ситуации, когда злоумышленник пытается
проникнуть в квартиру. Проанализируйте с
учащимися схему 15.
Рассмотрите
с учащимися ситуацию, когда, возвращаясь
домой, вы вдруг обнаруживаете, что дверь
квартиры открыта, а в ней - злоумышленник.
Изучите
наиболее характерные виды криминогенных
ситуаций, которые могут возникнуть в
подъезде.
На
лестнице. Если вы возвращаетесь из школы
один, то прежде, чем зайти в свой подъезд,
убедитесь, что обстановка вокруг не внушает
опасения.
Запомните
следующие правила:
•
не заходить в подъезд, если за вами идет
незнакомый человек, а сделать вид, что вы
забыли что-то и задержаться у подъезда;
•
не подходить к своей квартире и тем более не
открывать ее своим ключом, если рядом
находится незнакомый человек, лучше выйти
из подъезда, сделав вид, что не туда попали,
и подождать, пока незнакомец не выйдет на
улицу;
•
договориться с родителями, что позвоните им
на работу, как только придете домой из школы.
В
лифте. Предположим, подросток подошел к
лифту одновременно с посторонним человеком.
Как вести себя? Прежде всего - не входите в
лифт с незнакомым человеком. Если это все же
случилось - нажмите кнопку не своего этажа,
а ближайшего. На всякий случай повернитесь
спиной к панели с кнопками и как бы случайно
нажмите кнопку «вызов диспетчера».
Неожиданная телефонная связь или остановка
лифта может вспугнуть преступника и
заставить его отказаться от своих
намерений. Что делать, если на вас напали?
•
действуйте решительно и бесстрашно, ведь
успех зависит только от вас, дайте отпор
всеми возможными способами (громко кричите,
убегайте);
•
используйте технические особенности лифта
(если во время движения резко подпрыгнуть и
ударить ногами об пол, то кабина может
застрять, и тогда нападающему придется
иметь дело с механиками, так как по-другому
из лифта в этом случае не выбраться);
•
попробуйте вступить в переговоры с
преступником, может быть, ему не чуждо
чувство здравого смысла.
Захлопнулась
входная дверь. Что делать в этом случае?
Предложите
учащимся ситуационную задачу: вы решили
зайти к другу в соседнюю квартиру отдать
видеокассету. Только отошли от двери — она
захлопнулась, а ключи остались дома.
Выберите
из предложенных вариантов ваши дальнейшие
действия в необходимой логической
последовательности:
1.
Ждать родителей на лестничной клетке.
2.
Зайти к другу и позвонить родителям.
3.
Попросить рабочих с соседней стройки
открыть замок.
4.
Подождать родителей у друга.
(2;4)
Что
необходимо предпринять, чтобы избежать
нежелательного закрытия входной двери?
Самое
первое и простое - заранее поменять замки на
те, которые автоматически не закрываются.
Второе: следует быть внимательным, когда
выходишь из квартиры, не забывать дома ключ
и носить его в отдельном специальном
надежно застегивающемся кармашке. Далее -
позвонить в случае потери ключа родителям,
встретиться с одним из них и взять ключ; а до
этого - побыть у своего друга либо у хорошо
знакомых соседей. И, наконец, если дома
остался маленький братишка или сестренка, а
также включенные электроприборы,
необходимо активно и быстро действовать,
так как это похоже уже на аварийную
ситуацию. Сразу же позвоните от соседей в
ДЭЗ (РЭУ, ЖЭК) по месту жительства, чтобы вам
помогли.
Что
не надо делать, если ключ от квартиры
потерян?
•
обращаться за помощью к незнакомым людям;
•
пытаться залезть в квартиру через форточку,
если это не первый этаж;
•
пробовать забраться домой по балкону.
Заключение.
Повторите основные положения урока и
проверьте, как понята тема.
Контрольные
вопросы.
Как
защитить свое жилище от преступников? Каким
образом можно проникнуть в городскую
квартиру? Что делать, если вы дома один, а
дверь квартиры пытаются открыть? Как вы
будете действовать, если в подъезде, куда вы
зашли, находится незнакомый человек?
Назовите источники опасности в лифте? Как
вы будете себя вести, находясь в лифте со
злоумышленником?
Домашнее
задание.
Раздел 1. Глава 5. Темы 5.2 и 5.3.
Задачи 26 и 27.
Практические
задания.
Подумайте:
какими способами можно сообщить соседям
или прохожим об опасной ситуации в квартире
(доме), если в жилище нет телефона.
Обдумайте
и сформулируйте правила обращения с
ключами от квартиры, которые бы исключали
их потерю (утрату).