Урок 16. Психологические основы
самозащиты
Учебные
вопросы.
1.
Психологические приемы самозащиты.
2.
Правила поведения в опасных ситуациях.
Цель.
В конце урока учащиеся должны:
а)
знать основные психологические приемы
самозащиты (язык жестов и манера поведения,
уверенность и спокойствие, преодоление
страха);
б)
уметь правильно оценить обстановку и
грамотно действовать в опасных ситуациях.
Основное
содержание урока.
О
манере поведения и о языке жестов. Хулиганы
часто обходят стороной тех людей, которые
могут за себя постоять. Внешний вид
человека должен говорить об уверенности в
своих силах и ни в коем случае — о страхе.
Если человек выглядит робким и пугливым,
любой преступник или хулиган сочтет его
потенциальной жертвой. Манера поведения и
жесты - важное орудие самозащиты.
Задумайтесь над своей мимикой и манерами.
Если у вас торопливая, беспокойная улыбка,
нервная поза , тихий, неуверенный голос,
беспокойные руки, бегающий взгляд, вы
можете стать желанной добычей преступника.
Спокойная улыбка и уверенное выражение
лица, подтянутая поза и прямой взгляд -
предупреждение для правонарушителя, что
легкой победы не будет. Самозащита - это не
только физическая готовность
противостоять сопернику. Это уверенность в
себе и отказ стать жертвой.
Рассмотрите
с учащимися некоторые типичные ответы
уверенного человека на непрошеные уговоры
и угрозы: «Не приставайте ко мне», «Нет. Я с
вами никуда не пойду», «Нет. Я вас не знаю,
отойдите от меня», «Нет. Я вам не открою».
Умение убедительно сказать «нет» -важное
качество, обозначающее вашу позицию и часто
обеспечивающее моральный перевес в
противоборстве со злоумышленником.
Обратите
внимание учащихся на то, чтобы они учились
сердиться и обнаруживать свой гнев перед
хулиганом, чтобы не забывали, что у них тоже
есть свое мнение, и помнили, что не обязаны
делать ничего, что противоречило бы их
желаниям в подобных ситуациях.
Преодоление
страха. Очень часто, когда происходит
нападение, жертва буквально цепенеет,
покоряясь воле хулигана, и только потом
начинает думать о том, что следовало бы
предпринять. Во многих случаях лучше брать
инициативу в свои руки и идти в наступление,
а не ждать развития событий, которое может
привести к еще большему ухудшению ситуации.
Как правило, хулиганы выбирают в качестве
своих жертв людей робких, вид которых
говорит о том, что вряд ли они смогут
оказать сопротивление.
Очень
важен при самозащите ваш настрой. Перед
лицом опасности единственным вашим
желанием должно быть стремление выжить и
победить. Нападающий рассчитывает на то,
что жертва парализована страхом и
полностью неспособна защищаться. Однако,
всякое затруднение и промедление,
вызванное упорством с вашей стороны, может
привести, по меньшей мере, к тому, что
хулиган умерит свой пыл и тем самым подарит
вам драгоценные мгновения, которыми можно
воспользоваться для бегства.
Что
надо делать в опасных ситуациях?
•
умейте вовремя увидеть опасность;
•
не ждите, когда вам подскажут - действуйте
сами;
•
учитесь быстро принимать решения;
•
умейте преодолевать усталость, страх,
дурное настроение;
•
будьте настойчивы и упорны в достижении
цели;
•
умейте подчиниться, если это необходимо;
•
старайтесь импровизировать, находить новые
решения;
•
не сдавайтесь до конца.
Чего
не надо делать в опасных ситуациях?
•
надеяться на других, ждать, что кто-то
придет и все за вас сделает;
• нервничать и суетиться;
•
отчаиваться и паниковать даже в самых
безнадежных случаях;
•
решать вопросы силой, если есть хотя бы
малейшая надежда решить их миром.
Заключение.
Повторите основные положения урока и
проверьте, как понята тема.
Контрольные
вопросы.
Как
вы считаете, почему манера поведения и язык
жестов — важное оружие самозащиты?
Назовите основные качества уверенного
поведения. В тексте приведены примеры
ответов на предложения и угрозы
предполагаемого преступника. Какие ответы
вы можете добавить сами? Объясните, каким
образом преодоление страха и присутствие
духа помогают не стать жертвой преступника?
Домашнее
задание.
Раздел 1. Глава 5. Тема 5.1.
Практические
задания.
Вместе
со взрослыми обсудите, как вы выглядите в
глазах окружающих? Взгляните на себя
критически, подумайте и решите, впечатление
какого человека вы производите: робкого,
застенчивого или уверенного?
Подумайте,
какие ситуации могут с вами произойти в
доме и на улице. Составьте для себя перечень
ответов на случай возможного контакта с
незнакомым человеком. Потренируйтесь перед
зеркалом отвечать уверенно и убедительно,
сопровождая речь соответствующими жестами
и мимикой.