Уроки 15-17. Нарушение
экологического равновесия.
Учебные
вопросы
1
Состояние природной среды и
жизнедеятельность человека
2
Изменение состава атмосферы (воздушной
среды)
3
Изменение состояния гидросферы (водной
среды)
4
Изменение состояния суши (почвы)
5
Показатели предельно допустимых
воздействий на природу
Цель
По окончании изучения темы учащиеся должны
знать правила поведения при нарушении
экологического равновесия в местах
проживания
Основное
содержание урока.
Понятие
об антропогенных изменениях в природе Две
категории антропогенных изменений в
природе преднамеренные преобразования,
попутные изменения Формы воздействия
человека на природу изменение структуры
земной поверхности; изменение
энергетического и теплового баланса,
изменение состава биосферы, круговорота и
баланса входящих в нее веществ; изменения,
вносимые в биологическое разнообразие мира
Источники загрязнения окружающей среды и
их классификация. Понятие о токсичности.
Основные категории доз и концентраций
максимально допустимые; минимально
допустимые Классификация загрязнений по
воздействию на компоненты окружающей среды
Экологические последствия хозяйственной
деятельности человека.
Атмосфера,
как важный элемент окружающей среды для
всех биологических форм жизни на Земле
Функции воздуха в жизнедеятельности
человека Неблагоприятное воздействие
изменения состава и свойств воз душной
среды на организм человека
Изменение
климата и прозрачности атмосферы. Понятие о
климате и климатообразовании Влияние
хозяйственной деятельности человека на
различные компоненты климата. Проблема
потепления климата и причины этого.
Парниковый эффект вследствие загрязнения
атмосферы мелко дисперстной пылью. Меры по
борьбе с изменением климата.
Разрушение
фонового экрана. Озон и его характеристика.
Факторы, разрушающие озоновый фон Земли.
Поступление хлоросодержащих веществ в
атмосферу. фреоны и их опасность.
Образование «озоновых дыр».
Кислотные
осадки, причины их образования и опасность
для здоровья человека. Последствия
кислотных осадков (дождей).
Выбросы
вредных веществ в атмосферу, их источники и
последствия. Основные компоненты выбросов.
Меры по борьбе с выбросами вредных веществ.
Вода
в жизнедеятельности человека Физико-химические
свойства воды и ее органолептические
свойства. Причины ухудшения качества
природных вод. Сточные воды и их опасность
для здоровья человека. Классификация
сточных вод (бытовые, атмосферные,
произведет венные) и их свойства.
Загрязнение подземных и поверхностных вид.
Почва,
как важнейший элемент биосферы. Состав
почвы и ее функции. Загрязнение почвы и
причины этого. Деградация почвы.
Нерациональное использование земельных
ресурсов - основная причина деградации
почвы. Влияние сокращения сельхозугодий на
деградацию почвы. Эрозия почвы,
опустынивание, загрязнение тяжелыми
металлами, химическими и органическими
веществами, заражение почвы в результате
антисанитарного состояния.
Промышленные
и бытовые отходы. Твердые и жидкие отходы,
их характеристика. Состав твердых бытовых
отходов. Наиболее токсичные
производственные отходы. Классификация
отходов по опасности для людей.
Классификация отходов различных видов
промышленности по воздействию на
окружающею среду.
Нормативы
предельно допустимых воздействий на
природу. Предельно допустимые концентрации
(ПДК) вредных веществ — главный критерий
качества окружающей природной среды.
Предельно
допустимая концентрация вредных веществ в
атмосфере. Виды ПДК: максимальная, низовая,
среднесуточная. ПДК некоторых загрязняющих
веществ в атмосфере.
Нормы
качества воды. Токсикологические
показатели, характеризующие химический
состав воды. ПДК химических веществ в воде.
Нормирование
химического загрязнения почв. Понятие
предельно допустимая концентрация почв и
химических веществ в почве.
Основные
рекомендации по снижению влияния вредных
экологических факторов на здоровье
человека в местах проживания.
Заключение.
Повторите основные положения и проверьте,
как понята тема.
Вопросы
для проверки полученных знаний.
1.
Какие изменения в природе называются
антропогенными и почему? Какие вы знаете
формы воздействия человека на биосферу?
2.
Назовите виды чрезвычайных ситуаций
экологического характера.
3.
Назовите источники загрязнения окружающей
среды и дайте им характеристику.
4.
Какие природные факторы влияют на
загрязнение окружающей среды?
5.
Какие функции выполняет воздух? Какие
искусственные и естественные факторы
загрязнения воздушной среды вы знаете? Что
представляет собой воздух? Назовите
основной источник загрязнения атмосферы в
крупных городах.
6.
Какое влияние на изменение климата
оказывает хозяйственная деятельность
человека?
7.
Какие газы относят к парниковым? В чем
заключается «парниковый эффект»?
8. От
чего зависит искусственный подогрев
планеты?
9. Как
влияет мелкодисперсная пыль на изменение
теплового баланса в атмосфере?
10.
Какое значение имеет озон для
биологической жизни на Земле?
11.
Какие факторы влияют на разрушение
озонового слоя Земли?
12.
Расскажите о кислотных осадках, об их
источниках и последствиях.
13.
Какие функции в организме человека и
животного выполняет вода?
14.
Почему вода в естественных условиях
представляет по существу химический
раствор? От чего зависит состав воды?
15.
Что такое органолептические свойства воды?
От чего они зависят?
16.
Какие изменения происходят в природной
воде под влиянием хозяйственной
деятельности человека?
17.
Что такое сточные воды? Дайте
характеристику бытовым, атмосферным и
производственным сточным водам. Какую
опасность они представляют для здоровья?
18. Из
каких элементов состоит почва?
19.
Какие факторы внешней среды оказывают
влияние на состояние почвы?
20.
Наличие каких веществ в почве оказывает
негативное влияние на состояние здоровья
человека?
21.
Какие биологические факторы загрязняют
воду?
22.
Расскажите о бытовых и промышленных
отходах, как о факторах загрязнения почвы.
Назовите состав твердых бытовых отходов.
23.
Как можно сохранить почву и почему это
очень важно для человека?
24.
Для чего нужны нормативы качества
окружающей природной среды?
25.
Какие показатели качества атмосферы, воды и
почвы вы знаете? Что такое ПДК:
а)
применительно к атмосферным загрязнениям;
б)
применительно к водной среде;
в)
применительно к почве.
26.
Перечислите рекомендации по снижению
воздействия вредных экологических
факторов на здоровье.
Домашнее
задание.
Раздел 1, глава 6, темы 6.1- 6.5.