Урок 11. Выход к населенному пункту.
Учебные
вопросы.
1.
Сохранение направления движения. Движение
по азимуту.
2.
Техника движения. Способы переправы через
реку и преодоления болот.
3.
Опасность и меры предосторожности при
передвижении по льду водоемов.
Цель.
По окончании изучения темы учащиеся должны:
а)
владеть навыками движения по азимуту;
б)
иметь представления о технике и правилах
движения при выходе к населенному пункту.
Основное
содержание урока.
Необходимость
сохранения направления движения. Понятие
азимута. Движение по азимуту с
использованием компаса. Предложите
ученикам выполнить задание 7 (в конце к темы
4.4).
Движение
в лесу по выбранному направлению по одному
и по нескольким ориентирам. Техника
передвижения на маршруте. Особенности
передвижения в горной местности.
Преодоление водных преград. Выбор места
переправы. Правила переправы через реки,
преодоление болот.
Акцентируйте
внимание учеников на том, что не
рекомендуется делать при преодолении
водных преград. При этом используйте схему 8
в учебнике.
Правила
преодоления водных преград и болот
целесообразно излагать, используя схему 7 в
учебнике.
Особенности
движения на природе зимой. Передвижение по
глубокому снегу.
Опасность
водоемов зимой. Опасные для переправы места
и их признаки: промоины, проталины, полыньи,
проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда
и т.п. Меры предосторожности при
передвижении по льду водоемов.
Заключение.
Повторите основные моменты и проверьте, как
понята тема.
Вопросы
для проверки полученных знаний.
В
чем заключается сущность передвижения по
азимуту? Для чего нужны ориентиры при
движении по маршруту? Опишите способ
коррекции курса замыкающим. Поясните,
почему сложно сохранить направление
движения, имея один ориентир, допустим N2?
Как вы считаете, когда легче перейти горную
реку вброд утром или вечером и почему? Какие
сложности возникают при движении в горах
зимой? Чем опасны болота? В чем заключается
опасность водоемов зимой? Назовите опасные
места для переправы через реку зимой. Что не
рекомендуется делать при преодолении
водных преград?
Домашнее
задание. Раздел 1, глава 4, тема
4.4.
Практические
задания.
1.
Во время прогулки по лесу выберите ровную
просторную поляну. На противоположной
стороне поляны попросите встать кого-то из
родителей. Закройте глаза и идите по
направлению к ним. Оцените на сколько вы
отклонились от намеченной цели. Тоже
происходит при движении без ориентиров в
лесу, в степи, в условиях плохой видимости.
2.
Попросите взрослых на дачном участке или
недалеко от дачи (лучше на поляне) сделать
из подручного материала препятствие, как
показано на рисунках. Вы можете придумать и
свои препятствия. Вместе с друзьями
устройте соревнования по преодолению этих
препятствий.