Урок 1. Город как источник опасности
Учебные
вопросы.
1.
Особенности города как среды обитания.
2.
Системы обеспечения безопасности города.
Цель.
В конце урока учащиеся должны:
а)
знать:
•
источники и зоны опасности в современном
городе;
•
службы, входящие в систему обеспечения
безопасности города, номера телефонов и
содержание информации при их вызове;
б)
уметь правильно сообщить по телефону в
службу безопасности города (пожарная
охрана, милиция, скорая помощь, служба газа)
о создавшейся опасной ситуации.
Основное
содержание урока.
Отличия
в условиях жизни горожанина и сельского
жителя. Источники опасности в современном
городе.
Для
лучшего усвоения учащимися излагаемого
материала целесообразно сопровождать его
соответствующими примерами из
художественной литературы, периодической
печати, а также реально имевшими место в
регионе.
Рассмотрев
источники опасности в современном городе,
предложите учащимся назвать службы,
которые помогают людям справляться с
чрезвычайными ситуациями. Говоря о системе
безопасности города, необходимо
подчеркнуть, что существуют службы
городские и районные.
Телефоны
городских служб безопасности надо знать
наизусть:
•
Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01
•
Служба охраны правопорядка (милиция) 02
•
Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03
•
Служба газа 04
К
районным коммунальным службам относятся:
водообеспечение, электроснабжение, система
газификации, дорожная служба. Кроме того,
каждый район делится на микрорайоны, где
при эксплуатационных управлениях
действуют службы лифтов, службы по
электросетям, теплосетям и канализационным
сетям.
Очень
важно, чтобы учащиеся в случаях аварии или
опасной ситуации правильно запомнили
порядок вызова соответствующей службы (схема
1).
Заключение. Повторите основные положения урока и
проверьте, как понята тема.
Контрольные
вопросы.
Какие
опасные ситуации случаются в городских
условиях? Почему в городе жить опаснее, чем
в сельской местности? Чем отличается жизнь
городского жителя от сельского? Как вы
думаете, какие службы безопасности
появились в городах первыми? Назовите
городские и районные службы, куда
необходимо обращаться в опасной ситуации.
Как правильно сообщить о необходимой Вам
помощи по телефону?
Домашнее
задание.
Раздел 1. Глава 1.
Практические
задания.
Составьте
со взрослыми карту опасностей района, где
вы живете, отметив на ней улицы с оживленным
движением, станции метро, крупные
предприятия, ваши дом и школу, линии
электропередач, коммунальные сооружения и
пр. Укажите на этой карте путь своего
движения из дома в школу и обратно, здания,
где живут друзья, места переходов через
улицы.
Составьте
телефонный справочник с номерами телефонов
аварийных служб города, микрорайона и
другими необходимыми сведениям.
Рекомендации.
1.
Рассматривая источники опасности в
современном городе, целесообразно иметь в
качестве наглядного пособия карту (схему)
города (населенного пункта) с указанием
потенциально опасных объектов и мест
размещения служб безопасности.
2.
Для выработки у школьников навыков по
вызову служб безопасности желательно иметь
несколько макетов телефонных аппаратов с
тем, чтобы школьники могли практически
потренироваться.